Медицинский туризм в России

Наталья является соавтором разработанных Методических рекомендаций для медицинских организаций по работе с иностранными пациентами, а также исследования, проведенного в Высшей школе экономики “Оценка экспортного потенциала системы здравоохранения регионов России и разработка предложений по расширению экспорта медицинских услуг”.

 

Национальный проект «Здравоохранение»

С 1 января 2019 года в России стартовал пятилетний национальный проект “Здравоохранение”. Одной из его задач является развитие экспорта медицинских услуг. Указ Президента № 204 от 7 мая 2018 года предусматривает, что к 2024 году ежегодный экспорт медицинских услуг должен достичь 1 млрд долларов США и 1,2 млн иностранных пациентов.

В мае 2019 года начал свою работу Национальный совет по медицинскому туризму. Совет объединяет игроков рынка медицинского туризма и развивает его на трех уровнях:

  • На федеральном уровне;
  • На уровне министерств здравоохранения и региональных советов по туризму;
  • На уровне медицинских организаций.

Она также оказывает поддержку и помощь медицинским организациям с различными формами собственности. Членство открыто для всех медицинских учреждений, которые планируют работать с иностранными пациентами.

Членство в Национальном Совете

Вступительный взнос для каждого типа медицинской организации составляет 99 000 рублей. Она должна выплачиваться ежегодно. За эти деньги учреждение получает:

  • пакет практических рекомендаций,
  • видео-обзоры по их применению,
  • образовательные вебинары и семинары,
  • включение в состав делегаций для поездок за рубеж,
  • советы о том, как открыть международный отдел,
  • консультации по вопросам сотрудничества с международными страховыми компаниями и т.д.

Совет уже разработал два видеокурса (“30 каналов привлечения иностранных пациентов” и “Работа с агентствами медицинского туризма от А до Я”). Мы выпускаем дополнительные курсы каждые 1-2 недели. Осенью мы планируем запустить курс по системе менеджмента качества совместно с Росздравнадзором. Мы также планируем провести курс по страхованию профессиональной ответственности для медицинских организаций совместно со страховыми компаниями.

Пакет поддержки для членов СоветаСкачать

Практическая цель Совета – переориентировать медицинскую организацию на работу с иностранными пациентами и их активное приобретение в течение 4-6 месяцев вместо стандартных 2-3 лет. Конечно, клиники могут развивать медицинский туризм и без Совета. Во многих медицинских организациях уже существует неорганизованный “поток” иностранных клиентов. Но мы провели аудит и выяснили, что клиники используют только 1-3 пассивных канала для привлечения иностранных пациентов. Но мы собрали более 30 активных и эффективных. Они помогут больнице увеличить поток пациентов, а также разобраться с ним.

Направления

Национальный совет по медицинскому туризму опросил руководителей ведущих центров России, которые уже развивают въездной медицинский туризм. В результате был составлен список нозологий, за которыми обращались иностранные пациенты в медицинские центры Санкт-Петербурга и Москвы:

  • ВРТ (ЭКО),
  • Пластическая хирургия,
  • Травматология/ортопедия,
  • Кардиохирургия,
  • Онкология,
  • Офтальмология,
  • Диагностика с помощью МРТ, КТ, ПЭТ-КТ.

Китай, Казахстан и Азербайджан являются лидерами по количеству посещений клиник в Российской Федерации.

Мировая практика

В мире насчитывается всего 10 стран, в которых существует государственная поддержка развития экспорта медицинских услуг.

  • Индия;
  • Иран;
  • Испания;
  • Коста-Рика;
  • ОАЭ;
  • Россия;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Турция; Россия; Сингапур; Таиланд;
  • Южная Корея.

Из перечисленных стран только 4 имеют опыт развития экспорта медицинских услуг в более чем 5 регионах одновременно:

  • Индия;
  • Россия;
  • Турция;
  • Южная Корея.

Федеральный проект по развитию экспорта медицинских услуг в России является уникальным. Впервые в истории в проекте участвует 71 регион в пределах одной страны. И большинство участников – государственные медицинские организации.

Государственная поддержка

Государство поддерживает медицинские учреждения через несколько структур:

1.Министерство здравоохранения России подготовило федеральный паспорт проекта. Паспорт определяет будущую информационную кампанию для иностранцев и сбор статистических данных об объеме медицинских услуг для иностранцев.

Федеральный паспорт устанавливает целевые показатели проекта:

2. Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило стратегию развития экспорта услуг до 2025 года.

Она включает в себя:

  • Страхование профессиональной ответственности медицинских работников;
  • Внедрение образовательных стандартов в медицинском туризме;
  • Развитие телемедицины;
  • Мероприятия по преодолению языковых барьеров при получении медицинских услуг;
  • Вовлечение транснациональных страховых компаний.

3. Федеральное агентство по туризму планирует развивать сайт russia.travel, создать национальный бренд медицинского туризма и привлекать иностранных пациентов через туроператоров.

4. Российский экспортный центр под эгидой Минэкономразвития России окажет финансовую поддержку участию медицинских организаций в международных выставках и получению международных сертификатов системы менеджмента качества (СМК).

Лечение иностранных пациентов приносит клиникам внушительные доходы. В “Федеральный проект по развитию экспорта медицинских услуг” включены только государственные медицинские организации. Но общий план по объему собранных средств и количеству иностранных пациентов составляется с учетом других медицинских организаций (входящих в структуру ФМБА, а также частных медэкспертов и других).

Медицинские организации делятся на три категории:

  • НМЦ, государственные региональные медицинские организации и частные многопрофильные клиники.
  • Клиники пластической хирургии, клиники репродуктивной медицины, стоматологические клиники.
  • Офтальмологические центры, реабилитационные центры, факультетские медицинские организации.

Кому медицинский туризм не нужен

Из 85 регионов Российской Федерации 71 регион включен в “Федеральный проект по развитию экспорта медицинских услуг”. Например, в Ненецком АО, который не был включен в федеральный проект, во всем округе проживает 43 000 человек и нет ни одной медицинской организации, оказывающей ВМП (высокотехнологичную медицинскую помощь). Региону нечего предложить иностранным пациентам, поскольку российские граждане, проживающие в регионе, получают медицинскую помощь в соседних областях.

Каждая медицинская организация должна трезво оценить свои сильные стороны. С этой целью во второй половине 2019 года Национальный совет по медицинскому туризму разработает рейтинг привлекательности регионов России для иностранных пациентов.

С чего начать

Совет разработал практические рекомендации для медицинских организаций. Документ вводит специализированную терминологию, дает рекомендации по созданию внутренней и внешней инфраструктуры, регулирует визовую поддержку, миграционный учет, тарифную политику, защиту прав иностранных пациентов, доступность и открытость информации, российские и международные правила обработки, хранения и передачи персональных данных и т.д.

В международном медицинском туризме существует золотое правило: “Логистика, логистика и еще раз логистика”. Пациенты должны иметь возможность быстро найти необходимую информацию и связаться с клиникой: иноязычный веб-сайт, англоязычный колл-центр, специальная электронная почта для иностранных пациентов, подготовка предложений по лечению на иностранных языках.

Отрывки из презентации Натальи о развитии медицинского туризма в МоДу

Необходимо продумать логистику прибытия: оформление визы, удобная транспортная доступность, трансфер из аэропорта в медицинскую организацию. Необходима и внутренняя логистика: внутреннее взаимодействие между структурными подразделениями медицинской организации, таблички на иностранных языках, сотрудники МИ, свободно владеющие иностранными языками, или переводчики, подготовка выписных эпикризов на иностранном языке. Это дорожная карта для подготовки медицинской организации к работе с иностранными пациентами.

Основная ошибка клиник – желание получить приток иностранных пациентов без дополнительных усилий. Практикующие врачи часто не понимают, кто их целевой иностранный пациент, почему он должен прийти именно к ним, какие нозологии продвигать на зарубежный рынок и как привлечь пациентов. Вторая ошибка заключается в том, что многие медицинские учреждения боятся сотрудничать с иностранными страховыми компаниями на основе прямых договоров.

Модель компетенций

Мы также разработали модель компетенций. Это позволяет нам определить готовность медицинского учреждения к приему и работе с иностранными пациентами. Модель компетенций состоит из 12 блоков, и каждый блок содержит критерии оценки:

  • Документы и нормативные акты (7 критериев)
  • Навигация и логистика (9 критериев)
  • Персональные данные (6 критериев)
  • Послелечебное наблюдение (5 критериев)
  • Поддержка пациентов (22 критерия)
  • Инфраструктура (14 критериев)
  • Немедицинские услуги (9 критериев)
  • Защита прав пациентов (5 критериев)
  • Прозрачность (6 критериев)
  • Услуги партнеров (5 критериев)
  • Обучение персонала (4)
  • Чрезвычайные ситуации (4 критерия)

Критерии доступны членам Национального совета и будут использованы для составления рейтинга российских регионов по их привлекательности для иностранных пациентов.

Будущее

Странам, которые развивали въездной медицинский туризм на государственном уровне (Турция, Индия, Корея), потребовалось около 15 лет на разработку и внедрение стратегии работы с иностранными пациентами. С другой стороны, Россия поставила перед собой амбициозную цель реализовать проект в течение 5 лет.

Государство поддерживает экспорт медицинских услуг. Например, 17 июня 2019 года В.В. Путин подписал поручение премьер-министру, главам МИДа, МВД и ФСБ обеспечить введение с 01 января 2021 года единой электронной однократной визы для иностранцев в Россию. Уже сейчас обычная российская виза по медицинским показаниям оформляется за три дня. Поэтому мы считаем, что у этого проекта большие перспективы.

Национальный совет медицинского туризма уже подготовил и направил официальное письмо в Американскую ассоциацию медицинского туризма. Ассоциация ежегодно составляет рейтинг MTI (Индекс медицинского туризма). В 2017 году Россия занимала 34-е место из 40. В списке упоминаются меры, которые правительство приняло в 2018 году.  Есть надежда, что рейтинг будет пересмотрен в ближайшее время.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: