Компьютеры и Связь Здоровье и Медицина Семья дом дети Общество Оборудование и техника Обустройство быта Еда и кулинария Экономические статьи Культура и искусство Окружающий мир Интим помощник

Что есть государственная форма жизни?

Наше правление не имеет никакого смысла,
если оно не основано на глубокой религиозной
вере, и мне все равно, какой именно
Дуайт Эйзенхауэр

Надеюсь, всем понятно, что госу­дарство в качестве основ­ного рычага в своей деятельности опирается на силу, узаконенное насилие, и что народ (общество) лишён такой легальной возможно­сти. Во всех государствах право на народный бунт не признаётся и преследуется под страхом смерти или иной ответственности. При этом общество наделяется теми рычагами «власти», право на использование и механизм действия которых опреде­ляет для народа само госу­дарство (референдумы, выборы и т.д.). В итоге полу­чается игра в одни ворота, победитель в которой всегда заранее предопределён.

Многие светлые головы действительно верят в то, что без этих жёстких одно­сторонних правил игры в обществе воцарятся хаос и анархия. На полном серьёзе выдвигаются предположения о том, что государственная форма организации жизни общества – это единствен­ный возможный вариант, вы­бранный сознательно волей народа. А отсутствие всякой государственности – невооб­разимая в развитых, «циви­лизованных» обществах ситуация, при которой нор­мальное поступательное развитие вообще невоз­можно. Возражая самому духу этой точки зрения, хо­чется задаться вопросом: Если сторонники и вырази­тели подобных убеждений действительно полагают, что уровень сознания «народных масс» настолько высок, что определённо не допускает иной организации общест­венной жизни, кроме как ис­ключительно государственной (главной составляющей которой яв­ляется аппарат подавления всякого сопротивления), то почему же он так низок, раз не позволяет народам суще­ствовать в условиях полной и сознательной самоуправ­ляемости и самостоятельно­сти при отсутствии всякого государственного начала?

В этой связи мы соли­дарны с А.П. Куницыным, ко­торый чётко понимает, что каждый свободный человек желает подчиняться исклю­чительно законам собствен­ного разума, а всякое другое законодательство допускает тогда только, когда оно про­истекает из общих начал ра­зума. Учёный допускает, что с другой стороны человек мо­жет подвергнуться законам противным разуму, но тогда он отрицает собственное своё достоинство, унижаясь до степени животного[1].

Таким образом, потреб­ность в упрочении государственных форм управления следует рассматривать не как результат высокого общественного сознания, а как итог безысходности и хаоса, вызванных деграда­цией разума, ограничению распространения которых, якобы, поможет только жёсткая по­литическая организация управления посредством внедрения социальных норм поведения. Как говорит Р. Штаммлер, «нет никакой ес­тественной необходимости, которая заставила бы уста­навливать регулирующие нормы и создавать социаль­ную жизнь; и все нормы, оп­ределяющие поведение людей в их взаимных отно­шениях, следует рассматри­вать как дело человеческих рук и притом только как средство и орудие»[2].

Поэтому цель обществен­ного развития должна заклю­чаться не в совершенствовании государственной организации, а, напротив, в её постепенном уничтожении.

Если государственную форму жизни рассматривать, как естественную, да ещё и конечную, ступень развития всякого общества, призван­ную обуздывать и приводить в равновесие потребности личности и интересы всего общества, надо в первую очередь признать изначаль­ную социальную порочность всякой личности и всякого коллектива, объединяющего такие личности. Хотя не­гласно, но именно эта идео­логическая концепция и господствует в современном обществе. Происхождение её также известно – для научного мира – это теория эволюции видов Ч. Дарвина, основанная на постулате развития примитивных форм жизни в более совершенные, а для простого населения – библей­ский взгляд на сотворение человека, изначально рож­дающегося во грехе. По иудео-христианской идеологии (как говорит Ф. Ницше, «христианин всё тот же иудей более «вольного» пошиба»[3]) от рождения и до смерти участь человека пре­допределена – искупать грехи посредством рабского повиновения всякой власти, ибо власть имеет божест­венное происхождение: «несть бо власть, аще не от Бога». В Библии об этом сказано достаточно определённо:

- «будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия» (1 Пётр, 2:13-15);

- «слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пётр, 2:18);

- «рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф, 6:5-8);

- «рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол, 3:22, 23);

- «рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всём были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит, 2:9, 10);

- и т.д.

С этих времён родилась в народе пословица-назидание: «Бога бойся, Царя – чти». Соответственно и выражающаяся в правотворчестве воля государя признавалась волею Божьей или, как говорит А.С. Киц, «закон означал реализацию воли Бога»[4]. Такая «сакрализация власти, – констатируют В.Г. Румянцева и И.В. Меньшикова, – полностью выводила властителя из-под контроля общества, возносила его над обществом на недосягаемую высоту. Любое несогласие, а тем более выступление против власти, рассматривалось как выступление против Бога. Соответственно, и для государственных служащих полное подчинение государю было обязательным»[5].

Совершенно справедлива прямая взаимосвязь казалось бы двух разрозненных процессов: образования государства (светское, мирское направление) и учреждения церкви (религиозное, «духовное» направление). В этой связи правы учёные, утверждающие, что «крещение Руси имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение хри­стиан эксплуататорскому го­сударству»[6]. Как говорит Т.И. Демченко: «языческая религия не освящала подчинение одного человека другому. Новая, христианская религия, ставшая сначала религией господствующего класса, дала в его руки готовую идеологию, которая учила народ повиновению и беспрекословному подчинению власти»[7].

Идея рабской покорности всякой власти (в том числе отеческой), внедрявшаяся в массовое сознание через распространение христианского религиозного учения («во страхе божием»), целиком была основана на культе насилия. И что самое страшное – насаждалась она с детского возраста, на раннем, наиболее чувствительном этапе развития личности ребёнка. Для характеристики древнего религиозного воспитания наиболее примечательны следующие выдержки из «Домостроя» (Сильвестровой редакции):

- «страх божий всегда носи в своём сердце и любовь нелицемерную, и помни о смерти»;

- «наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей»;

- «и не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»;

- «любя же сына своего, учащай ему раны – и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои»;

- «понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь – в большом пострадаешь, скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по рёбрам его, пока он растёт, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой»;

- и т.д.

Процесс огосударствления общественной жизни, напрямую связанный с воспитанием христианством в народе терпимости к любой власти, и даже неправедной, постепенно предавал забвению исконные формы народного самоуправления. Ссылаясь на неисповедимое божественное провидение, церковь настолько «промывала мозги» пастве, что убеждала последнюю в необходимости подчинения даже явно антинародным правителям. Как указывает в этой связи В.П. Алексеев, «пусть князь, даже дурной, всё-таки его надо слушаться. Дурные князья посылаются Богом народу за грехи, и их надо терпеть, как наказание за грехи. До сих пор народ обыкновенно дурных князей лишал власти, изгонял их и выбирал новых. Теперь ему предлагали терпеть дурных князей»[8].

Несуразность объяснения социальной при­роды человека через призму изначальной греховности очевидна, а потому не требует своего де­тального разоблачения.

Человек, пожалуй, одно из совершеннейших созда­ний во Вселенной, личность которого остаётся до конца непознанным явлением, без сомнения, имеющим божест­венную природу. Как и вся­кое другое стадное животное, он вынужден жить организованно, чтобы полу­чать своё развитие и не ме­шать развиваться другим.

В процессе своей «эволюции» организация общественной жизни претерпела существенные изменения. Жизнь в общинно-родовом строе подчинялась местным обычаям, основанным на исторически сложившихся особенностях. В то время как современная корпоративно-сословная организация жизни зиждется на универсальных правилах, служащих целям глобализации, а, в конечном счёте, обслуживающих систему глобального управления. При этом, если в первом случае единство организации жизни людей обеспечивалось за счёт общности культуры, имеющей естественные корни, то во втором – посредством транснациональной «субкультуры», основанной на искусственно (специально) образованной почве.

Вопрос организации жизни человека в обществе никак напрямую не связан с необ­ходимостью образования го­сударства. Большим заблуждением является утверждение о том, что посредством государственной организации обеспечивается единство нации. Б.А. Рыбаков привёл замечательный пример из нашей истории, указав, что «единство древнерусской народности выражалось в выработке общего литературного языка, покрывшего собою местные племенные диалекты, в сложении общей культуры, в национальном самоощущении единства всего народа»[9]. Меж тем именно государственность разобщила некогда единый роський народ на великороссов, малороссов и белорусов. Описывая период удельной раздробленности, С.А. Корф замечает: «Несмотря на разделение Руси на десятки мелких государств, мы находим много признаков её единства: возьмём хотя бы народную поэзию, в которой так ярко отражается идея «единой святой Руси»; над государственною самостоятельностью и политическою обособленностью стоял общий национальный и бытовой дух единого народа, единой Русской земли»[10].

Безусловно, в современ­ных условиях безгосударст­венная форма общественной жизни невозможна. Обще­ства, в которые тысячеле­тиями внедрялся культ государственного насилия, не смогут самоуправляться, если в один миг заявить о самороспуске государства. Сразу начнётся борьба за власть, основанная на ме­тоде единственно понимае­мого – государственного насилия. Сильный станет принуждать слабого. Другого никто не знает, другому не учили. Поэтому процесс део­государствления должен ос­новываться на совершенно ином типе понимания общественного управления, на изменении идеологической парадигмы, всей мировоззренческой сис­темы.

Максим Звягинцев

Ссылки:

1. См.: А.П. Куницын. Право естественное. СПб., 1818.

2. Р. Штаммлер. Теоретические основы анархизма. М., 1906.

3. Ф. Ницше. Антихристианин. Опыт критики христианства. Проклятие христианству.

4. А.С. Киц. Исторические аспекты формирования и развития управленческой культуры в России (со времён Киевской Руси до преобразований Петра I) // История государства и права. 2008. № 9.

5. В.Г. Румянцева, И.В. Меньшикова. Генезис Института государственной службы в России // История государства и права. 2008. № 8.

6. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Ч. 1: Учебник. М., 2004.

7. Т.И. Демченко. Древнерусское правовое сознание в «Повести временных лет», в «Поучении Владимира Мономаха» и в «Слове о полку Игореве» // Юридическое образование и наука. 2009. № 1.

8. В.П. Алексеев. Начало и конец самодержавия в России. М., 1906.

9. Б.А. Рыбаков. Рождение Руси. М., 2004.

10. С.А. Корф. История русской государственности. Т. 1. СПб., 1908. С. 158.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 16:20 08.11.2017 Luxsky.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Познавательное

HTML верстка 5.0

Главное назначение стандарта HTML5 - ускорить работу кодера и оптимизировать странички для поисковых систем. Доля сайтов, созданных на HTML5 по прежнему не велика, однако она стремительно раст...

Рецепт томатного супа

Что может быть лучше горячего, сытного супа на обед? Конечно, суп, приготовленный из необычных ингредиентов. Суп, который мы вам сегодня предлагаем сварить, не только накормит ваших близких, но и удив...

Умеет ли ваш ребенок концентрировать внимание?

Решающее значение для результатов любого труда имеет способность концентрировать внимание. Ребенок, умеющий внимательно слушать учителя в школе, легче усваивает материал и тратит меньше времени для вы...

Выбираем спиннинг

Выбор спиннинга – не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Причем это утверждение одинаково верно относится как к продукции неизвестных китайских производителей, так и к таким изв...

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт сделан для посетителей, стремящихся непрерывно совершенствоваться во всех сферах жизни. Каждый для себя найдет что-то интересное и подчеркнет из статьи полезные вещи. На сайте описано огромное количество моментов, которым в повседневной жизни вы найдете практическое применение. Отсутствие навязчивой рекламы, политики и новостных лент, наличие легкого юмора и полезных постов делает наш веб-портал комфортным для просмотра.

Содержательная и познавательная информация, которая сгруппирированна на нашем веб-сайте дает возможность ответить на отдельно интересующие вас вопросы. Для того, чтобы каждый посетитель на нашем портале смог в кротчайшие сроки отыскать нужную, для него информацию, мы максимально упростили интерфейс и улучшили систему поиска необходимой статьи. Теперь нет смысла расходовать солидное количество времени для поиска ответа на интересующий вас вопрос.