Спортивная драма «Легенда № 17». Валерий Харламов и все-все-все?
Спрашивается, почему им можно, а нам нельзя? Довольно упиваться образами западных кумиров, рассматривая в лупу частную и общественную жизнь Мохаммеда Али, Рэя Чарльза, Берта Монро («Самый быстрый «Индиан») и Фриды Кало. В нашем отечестве жили-были не менее яркие звезды, чей свет, несмотря на усилия интриганов и вредных идиотов, все равно доносится до следующих поколений.
Признаюсь честно, еще до просмотра меня насторожили два аспекта, связанные с фильмом Николая Лебедева. Во-первых, причастность к созданию картины студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. «Барин» в последнее время настолько дискредитировал себя и свое творчество, что любые опусы, так или иначе связанные с его именем, заранее вызывают у зрителя предвзятое отношение. Во-вторых, судя по синопсису ленты, многие события из жизни реального хоккеиста Валерия Харламова были перетасованы в угоду зрелищности. К тому же особливо напрягала натужная шумиха вокруг картины и личное участие в медиакампании первого лица государства, показушно посетившего премьерный показ в преддверии чемпионата мира среди юниоров.
Тем не менее, после просмотра я несколько изменил свое мнение. Оказалось, что влияние Михалкова почти не ощущается. Голливудская калька, коей создатели воспользовались для нагнетания драматизма, сработала как всегда, и не наша вина в том, что сей жанровый шаблон — не отечественное изобретение. А то, что реакция Путина смахивает на киношный портрет Леонида Ильича, так это и вовсе удачная метафора, отлично характеризующая связь поколений и то, что в нашей стране, по сути, ничего не меняется.
В Сети было сломано немало копий по поводу достоверности исторических событий и «правильности» образов Харламова, Тарасова и прочих хоккейных звезд того периода. Мнения как хвалебно-восторженные, так и резко негативные. Это лишь доказывает, что наши в кои-то веки сподобились снять что-то достойное широкого проката в кинотеатрах страны, а не просто распилили бюджет и выкинули продукт в розницу на цифровых носителях.
…Первый жизненный урок из серии «Не стой под стрелой» юный Валера получил еще в глубоком испанском детстве. С тех пор его характер закалился неимоверно, что не мешает хоккеисту испытывать щенячью радость от реализации собственных идеалов. А в идеале Валерий видит себя знаменитым, успешным, прославленным спортсменом. И, в отличие от своих сверстников и коллег по льду, делает для этого много. Даже больше, чем нужно.
Первый блин оказался комом. Надеясь с разбегу попасть в Японию, неоперившийся Харламов вместе с другом Гуськовым отправляется «поднимать целину» в Чебаркуль, где даже не все местные в курсе, что город имеет хоккейную команду. Верный своим принципам Валерий стоически противостоит традиционной методике игры команды «Звезда» и быстро пробивает себе и товарищам путь в следующую лигу. После чего легендарный Тарасов уже не может противиться его присутствию на тренировках ЦСКА.
Тарасовские методы воспитания чемпионов вызывают в рвущемся на лед Харламове отчаяние, на фоне которого он сходится на короткой ноге с чиновником от спорта Балашовым. Последний давно точит зуб на прославленного тренера ЦСКА и сборной, надеясь использовать Валерия в качестве «баснописца». Однако время и труд все перетерли, и вот уже Харламов бьется за звание чемпионов мира в составе звездной тройки, плечом к плечу с Михайловым и Петровым.
На носу у сборной ответственная поездка в Канаду, где местные звезды НХЛ однозначно собираются надрать советским выскочкам их коммунистические задницы. Валерий же разрывается между своей влюбленностью, шантажистскими выходками Балашова, не вовремя полученной травмой и желанием порвать канадцев аки Тузик грелку…
Неважно, любите вы хоккей или нет, картина Николая Лебедева просто обязана вам понравиться. Так задумано. Потому как, собственно, не о хоккее речь, как не о боксе повествуют классические драмы «Рокки» и «Малышка на миллион», и вовсе не о бейсболе ведет речь картина «Человек, который изменил все». Нам рассказывают типичную историю успеха. Жанр, который в любом оформлении, будь то гангстерская сага «Крестный отец» или тюремная драма «Побег из Шоушенка», популярен и востребован. И пускай авторы «Легенды № 17» сознательно вырвали свой рассказ из контекста реальности, закончив фильм на мажорной ноте. В конце концов те, кому любопытно, без труда раскопают информацию и о том, что ту самую суперсерию с канадцами наши в итоге проиграли, и то, что Валерий Харламов спустя 9 лет трагически погиб в автокатастрофе.
Новые русские кинодеятели уже давно пытаются вернуться к советским истокам. В основном, крайне неуклюже реанимируя классические произведения. Сиквелы, ремейки, альтернативные прочтения. Все эти «иронии судьбы с продолжениями» абсолютно не впечатляли, а «великие кинофильмы о войне» — так и вовсе раздражали. А оказалось все просто. Не нужно переснимать и доделывать, додумывать за другими. Есть же реальные люди, настоящие герои, символы эпохи, а не высосанные из пальца интриги, скандалы, расследования.
И все же некоторые негодуют: переврали, не раскрыли, не довели до ума. Забывая при этом, что киноформат просто не в состоянии уместить биографию столь масштабной личности. Да, в картине могло быть поменьше мелодрамы, меньше Балашова-Меньшова, да и прелюдию о мытарствах Харламова в Чебаркуле можно было смело сократить. Но при этом пришлось бы пожертвовать блестящим Тарасовым в исполнении Меньшикова и скрупулезным воссозданием эпохи, что, безусловно, привело бы «Легенду № 17» к сухому пережевыванию фактов. Вспомните того же «Рокки», где персонаж хоть и вымышленный, но объемный и живой. Просто потому, что важно донести до аудитории не список побед, достижений, званий, а человека. И с этой задачей Лебедев и Козловский почти справились.
Общий замысел, увы, и этого нельзя не признать, страдает от огрехов стилизации. Не под советское ретро, а под избитые голливудские клише. И совершенно необязательная начальная сцена, и необоснованный акцент на личность в команде, хотя весь принцип игры требует обратного. Создатели не учли тот факт, что хоккей — это командный спорт, обрисовав знаменитый матч в Монреале в отчетливо эгоистичном ключе. Опять же в угоду зрелищности и формату большого кинематографа.
Многим перетасовка фактов и событий не понравилась, как и излишняя увлеченность авторов фильма партийно-спортивными дрязгами. Но все же в большинстве моментов настроение было угадано правильно: и накал страстей перед встречей с канадцами, и знаменитые тарасовские тренировки, и его манера общения с «полуфабрикатами», и эмоциональное состояние советских болельщиков у телевизоров. И даже суровые игроки НХЛ, коих в картине сравнили с быками, как ни крути, недалеко ушли от своих прототипов.
В итоге получилось кино, о котором много говорили до премьеры и часто злословили после. Не биография великого мастера, а срез истории, яркий флэшбэк, воспитательно-патриотический фильм для самых широких масс. В том числе для тех, кто доселе не интересовался историей советского хоккея. И если кого-то просмотр картины побудит покопаться в славном спортивном прошлом СССР, то это уже несомненный плюс.
Жаль только, что премьера «Легенды № 17» предварила крайне неудачное выступление нашей сборной на чемпионате мира 2013 года, проведя не совсем приятную параллель между тем, что было и что стало.