Символика семьи в советском кинематографе
Советский кинематограф с самого начала рассматривался властями как мощное средство идеологического воздействия на массы, которые сейчас перешли в разряд электората. В этом смысле достаточно вспомнить хотя бы крылатое выражения Владимира Ленина о том, какое из искусств, на его взгляд, является «для нас» важнейшим. И наряду с агитационно-пропагандистскими функциями, советские фильмы достаточно трепетно относились к институту семьи и брака, продвигая в головы зрителей моральные ценности здоровой и крепкой семьи, каковая есть ячейка общества. Здоровая семья – здоровое общество, очень простая и неоспоримая логическая связь.
Однако же, как любое искусство, кино пыталось рассматривать в том числе и вопросы семьи с разных позиций. «Жили они долго и счастливо» - это замечательно, но скучно для зрителя. Не надо получать специальное образование, чтобы понимать: там, где конфликт, где интрига – там зритель замирает и подается к экрану.
Давайте вспомним именно такие, проблемные фильмы. Например, «Три тополя на Плющихе». Собственно, ничего там особенного и не происходит, не так ли? Героиня остается в запертой квартире, ее поход в кино со случайно встреченным таксистом не состоялся, а факт того, что эта встреча перевернула ей всю душу…. Что есть «душа»? Поповские штучки, советскому человеку неинтересные!
Правда, родственница Нюры живет в гражданском браке, и ей не важно мнение брата, который – дай ему волю – навел бы в семье сестры порядок, как он его понимает. Эх, город, как он разлагающе действует на изначально патриархальных деревенских жителей! Вот такое вот наступление на образцовую советскую семью средствами оттепельного кинематографа.
Именно в 70-80 годы появляется большое количество картин, в которых в весьма драматичных обстоятельствах происходит на наших глазах ломка старой, «образцовой» и во всех смыслах благополучной советской семьи.
А что такое вообще образцовая советская семья? Смотри фильм «Офицеры», где все идеально, где любовь и уважение, где служение Родине поставлено во главу угла. Мудрость и терпение советской жены в основе такой эталонной семьи. А ведь в первой части фильма намечался со стороны героини бунт, помните? Однако же шрамы от пулевых ранений на спине мужа этот бунт останавливают.
До «Маленькой Веры» появлялись в советском прокате проблемные фильмы, именно по поводу непростых взаимоотношений в семье снятые. Опять обращаемся к культовой оскароносной картине «Москва слезам не верит». Вот уж где семейные модели представлены в ассортименте – от полностью рухнувшего брака до идеального, при этом становится ясно, что общественный строй, сколь сильно не влияет он на людей, неспособен гарантировать создание нерушимой и идеальной семьи. Потому что даже при социализме, пусть и развитом, душа никуда не девается. А душе необходимо понимание, сопереживание, самоотдача. А иногда и этого мало, если нет любви. Любовь же декретами и даже штампами в паспорте не обеспечивается.
Собственно, именно эта достаточно банальная мысль присутствует практически во всех «семейных» советских картинах 70-80-х годов.
Русские фильмы доступные для бесплатного онлайн просмотра. На нашем сайте вы найдете большую коллекцию советских фильмов.
Однако же, как любое искусство, кино пыталось рассматривать в том числе и вопросы семьи с разных позиций. «Жили они долго и счастливо» - это замечательно, но скучно для зрителя. Не надо получать специальное образование, чтобы понимать: там, где конфликт, где интрига – там зритель замирает и подается к экрану.
Давайте вспомним именно такие, проблемные фильмы. Например, «Три тополя на Плющихе». Собственно, ничего там особенного и не происходит, не так ли? Героиня остается в запертой квартире, ее поход в кино со случайно встреченным таксистом не состоялся, а факт того, что эта встреча перевернула ей всю душу…. Что есть «душа»? Поповские штучки, советскому человеку неинтересные!
Правда, родственница Нюры живет в гражданском браке, и ей не важно мнение брата, который – дай ему волю – навел бы в семье сестры порядок, как он его понимает. Эх, город, как он разлагающе действует на изначально патриархальных деревенских жителей! Вот такое вот наступление на образцовую советскую семью средствами оттепельного кинематографа.
Именно в 70-80 годы появляется большое количество картин, в которых в весьма драматичных обстоятельствах происходит на наших глазах ломка старой, «образцовой» и во всех смыслах благополучной советской семьи.
А что такое вообще образцовая советская семья? Смотри фильм «Офицеры», где все идеально, где любовь и уважение, где служение Родине поставлено во главу угла. Мудрость и терпение советской жены в основе такой эталонной семьи. А ведь в первой части фильма намечался со стороны героини бунт, помните? Однако же шрамы от пулевых ранений на спине мужа этот бунт останавливают.
До «Маленькой Веры» появлялись в советском прокате проблемные фильмы, именно по поводу непростых взаимоотношений в семье снятые. Опять обращаемся к культовой оскароносной картине «Москва слезам не верит». Вот уж где семейные модели представлены в ассортименте – от полностью рухнувшего брака до идеального, при этом становится ясно, что общественный строй, сколь сильно не влияет он на людей, неспособен гарантировать создание нерушимой и идеальной семьи. Потому что даже при социализме, пусть и развитом, душа никуда не девается. А душе необходимо понимание, сопереживание, самоотдача. А иногда и этого мало, если нет любви. Любовь же декретами и даже штампами в паспорте не обеспечивается.
Собственно, именно эта достаточно банальная мысль присутствует практически во всех «семейных» советских картинах 70-80-х годов.
Русские фильмы доступные для бесплатного онлайн просмотра. На нашем сайте вы найдете большую коллекцию советских фильмов.
Отзывы и комментарии