Ландшафтный дизайн. Творчество или рутина?

Моё знакомство с ландшафтным дизайном началось с большой книги в твёрдой обложке — Джон Брукс, «Дизайн сада». Внутри — изумительные рукотворные уголки природы! То маленькие садики и дворики с увитыми плющом стенами и красочными цветниками, то большие сады с тенистыми ровными аллеями, узорами самшита на газонах, пышными розариями и шпалерными яблонями у стен. Кто после этого не начнет мечтать о таких же райских уголках у себя во дворе или на даче?!

До личного знакомства с представителями моей профессии я держала в голове нечто вроде образа «прекрасной садовницы»: немного странноватая, непременно вдохновенная и бесконечно милая женщина или девушка, в джинсовом комбинезоне и клетчатой рубашке, в садовых перчатках и соломенной шляпе, с тачкой, лейкой и садовыми ножницами, любовно выращивает рассаду в горшочках и потом сама высаживает цветники. Хотя тот же Джон Брукс различает понятия «садовник», «ландшафтный дизайнер» и «ландшафтный архитектор». Мне его деление кажется несколько условным, и теперь уже по своему опыту я разделяю садовников, дендрологов и ландшафтных дизайнеров (многие из которых ещё и архитектурно подкованы). О последних и поговорим.

Дизайнер — это придумщик. Он придумывает не только красивые сочетания растений (учитывая при этом их требования к почве, свету и питанию), но и в идеале должен создать некую историю вашего участка. Концепцию. Например: мне однажды нужно было делать проект для большого участка, в центре которого находился дом, в правом дальнем углу — старый дуб, а в дальнем левом — беседка-барбекю. И возле беседки люди хотели альпийскую горку. А дом был в несколько сказочном стиле: башня со шпилем, разноуровневые скаты крыши, несколько труб, крылечко с козырьком необычной формы, окна полукруглые вверху. И я решила тогда создать историю Алисы в Стране чудес. Альпийская горка решалась в виде холма, в котором вырыта пещерка — норка Белого Кролика. Вокруг дома — розарий из белых и красных роз, как в саду Красной Королевы, орнаменты самшита высажены сердцами, у дуба -- лавочка для перекура, намёк на Синюю гусеницу с кальяном. И в композициях на участке использовались деревья с необычной окраской листвы или непривычной формы.

Но часто мы становимся заложниками стиля, который продиктован либо архитектурой здания, либо пожеланием клиента. Если дом выполнен в историческом стиле какой-то страны: Испания, Италия, Великобритания, Голландия, и украшен в стиле некой эпохи (ампир, барокко, рококо), то совершенно очевидно, что участок будет решаться так, как было принято в той стране в ту пору.

Еще люди могут рассказывать о своём понимании красоты и комфорта так: «Я отдыхал на озере Тахо, мне очень понравилась там природа, и я хочу, чтобы мой участок был похож на уголок оттуда», «Я люблю всё японское, поэтому хочу цукубаи, сакуры, бонсай, каменные фонари», «Я отдыхала в Крыму, там такие кипарисы, олеандры, можжевеловые деревья — можно что-то похожее сделать у меня?», «Я вот тут в журнале отметила цветники, которые мне нравятся…» То есть в большинстве случаев у человека непременно будет своя картина «персонального рая» в голове. Вымечтанная или приблизительная. А наша задача — оформить всё это в возможности участка и кошелька заказчика.

Хотя и в таких случаях возможен выход из рамок. Когда ко мне пришла молодая клиентка, которая совершенно не разбиралась в растениях, и они с мужем только-только возвели очень интересный домик в голландском стиле на маленьком участке, у неё было два желания: чтобы было красиво и чтобы не было особых экзотов. Ей хотелось чего-то простого, душевного, что радовало бы глаз. Но с ней пришла её мама, садовод-любитель, которая тут же «перетянула одеяло» на себя, заткнула всем рот и положила на стол схему, что мы должны высадить, со словами «Я уже сама всё придумала!» Мало того, что дама вольно смешала растения, которые любят известковую почву с растениями, которые любят кислую, влажную, так она ещё в журналах нашла растения, которые прекрасно растут в Великобритании, но погибнут у нас. На мои робкие замечания трясла заметкой перед моими глазами и говорила «Тут же написано…» Да, конечно. Просто у нас под Киевом нет Гольфстрима.

Я нарисовала два варианта: мамин и наш, при следующей встрече объяснила различия в уходе и риски при каждой из предложенных схем. И было приятно узнать, что мама согласилась-таки на наш вариант. Очень, кстати, скромный. Просто сама идея была построена на зонировании пространств изгородями разной высоты и фактуры: от низких бордюрчиков самшита, через средние изгороди из кизильника блестящего, барбариса пурпурного, бирючины, до высоких секций стриженого граба и туи. Не съедая много пространства вширь, эти изгороди создали рамки для хаотических посадок других кустарников: жасмина, гортензии, спирей Вангутта, дейции, кольквиции, вейгел и пузыреплодника пурпурнолистного.

Как видно — творчество присутствует при составлении генплана. Именно той концепции, истории, впечатления от участка. Это всё в идеале должно потом в итоге реализоваться.

Из своих личных неудач могу вспомнить, как моё творчество было, мягко говоря, не в кассу. На одном участке хозяин хотел получить строгий современный стиль, утвердили проект. Так как участок был большой, то высаживали поэтапно, три года. Так вот через два выяснилось, что мои решения очень нравились хозяину, они как раз совпадали с его пониманием комфорта и красоты, но совершенно не радовали хозяйку, даже раздражали. Так как дом стоял на берегу канала, а перед домом — длинный бассейн вдоль набережной, хозяин хотел загородиться от канала и от любопытных соседей плотными посадками. Чтобы можно было без стеснения ходить в халате или плавках от бассейна к зоне с шезлонгами и к дому. Хозяйка же, поклонница системы фэн-шуй, уверяла, что мы перекрываем циркуляцию энергии ци от воды в канале, что это приведёт к негативным последствиям в её жизни и в жизни её семьи, и хотела вообще чистое пространство, но в качестве компромисса согласилась сделать «разрывы» в изгородях. Словом, в семейной битве проиграла я — хозяйка в последний год досаживала что желала, где желала, а я на участке больше не появлялась. И таких «недопетых песен» в жизни каждого ландшафтника парочка-тройка есть.

Дальше начинается инженерия… Генплан вы превращаете в технические листы: разбивочный чертёж для строителей, дендроплан для поливщиков и высадок, сечения ступеней, водопадов, фонтанов, выбор материалов, схема освещения и выбор светильников…

Так что в каждом процессе есть и творчество, и вдохновение, и рутина. Это как придумать себе в голове изысканный салат, а потом придётся же идти на рынок, резать овощи и готовить заправку — естественная повседневная работа. Главное — чтобы итог радовал!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: