Боевой путь полка «Нормандия - Неман»
После фашистской оккупации поверженная Франция переживала тяжелое время. Две трети территории Франции были заняты германскими войсками. Находясь под гнетом немецко-фашистских оккупантов, свободолюбивый французский народ не прекращал борьбы против них. Чтобы окончательно сломить волю французского народа к сопротивлению, немецко-фашистские оккупационные власти и правительство Виши установили во Франции кровавый режим насилия. Они покрыли страну концентрационными лагерями, загнали в подполье все демократические организации, огнем и мечом подавляли малейшие проявления недовольства гитлеровским "новым порядком". Французский народ не мог мириться с таким положением. Он все активнее включался в борьбу за свободу Франции, за торжество демократии.
Героическая борьба Советского Союза против гитлеровской Германии активизировала сопротивление французского народа немецко-фашистским оккупантам. Силы движения Сопротивления вне метрополии консолидировались под руководством Французского Национального комитета, находившегося в Лондоне. Рост антифашистских настроений все сильнее чувствовался и в армии. После позорной капитуляции и перемирия многие французские военные летчики оставались пока в частях, подчиненных правительству Петэна. Но, убедившись окончательно, что остатки французской авиации постепенно начинают превращаться в придаток гитлеровской военной машины, многие из них не пожелали служить предателям французского народа. Верные своей отчизне, они становились в ряды борцов под знамена Свободной Франции.
В конце 1942 г. французские добровольцы – 14 летчиков и 58 авиационных механиков – прибыли в Советский Союз, чтобы продолжить борьбу с врагами своей родины совместно с Красной Армией. Французская добровольческая эскадрилья получившей название "Нормандия" – это название французской провинции, которая больше других пострадала от бомбардировок и немецко-фашистской оккупации. "Пусть это название, – сказал тогда майор Ж. Тюлян (первый командир эскадрильи), – всегда будет напоминать нам о слезах наших матерей, о муках и страданиях наших жен и детей. Пусть оно переполнит наши сердца ненавистью к проклятому врагу и станет постоянным призывом к беспощадной борьбе". На вооружение эскадрильи были даны лучшие самолеты-истребители советского производства: истребители Як-1, позднее Як-9 и Як-3.
Приказом командующего ВВС Красной Армии от 4 декабря 1942 г. эскадрилья "Нормандия" была включена в состав советских Военно-Воздушных Сил. После непродолжительной подготовки в г. Иваново в марте 1943 г. она была отправлена на фронт и вошла в состав 1-й воздушной армии. Боевое крещение "Нормандия" получила на орловском направлении, где она одержала несколько побед. "Нормандия" стала регулярно участвовать в выполнении боевых задач. В схватках с врагом французские летчики приобрели опыт и еще больше закалили свою волю к борьбе.
Тридцать боевых самолето-вылетов и пять сбитых самолетов противника при трех потерянных (лейтенанты Р. Дервиль, А. Познанский, И. Бизьен) со своей стороны – были итогом первого боевого испытания эскадрильи "Нормандия". Начавшееся боевое содружество французских и советских авиаторов крепло с каждым днем. Постоянное общение и совместные бои сблизили их и крепко сдружили. Командир эскадрильи "Нормандия" тепло отзывался о русском народе и о советских воинах. Как-то в беседе с майором Мирле Тюлян заметил, что на месте генерала де Голля он перебросил бы больше сил в Россию, ибо только здесь идет настоящая борьба с германским фашизмом, именно здесь решается судьба второй мировой войны.
Внимание и доброта советских лётчиков помогали французам легче переносить разлуку с Родиной и заставляли забывать, что они находятся в чужой стране. Забота советских людей об отважных сынах Франции проявлялась везде и всюду. И видимо, поэтому П. Пуйяд, ставший впоследствии командиром "Нормандии", писал: "Нам кажется, что мы не на чужбине, а у себя во Франции продолжаем борьбу, начатую в сентябре 1939 года".
Сопровождая в полете бомбардировщиков или штурмовиков, "нормандцы" всегда надежно охраняли их от атак немецких истребителей. И хотя в этих совместных полетах не в чем было упрекнуть французских летчиков, все же видно было, что они недолюбливали эту, по их мнению, "черновую работу". В таких полетах чувствовалась скованность, нельзя было на длительное время ввязываться в бой. А французам нужны были личные победы, сбитые самолеты, и потому они предпочитали такие методы, как "свободный поиск", "охоту" и на крайний случай прикрытие наших наземных войск. В двух налетах на аэродромы, в которых участвовала "Нормандия", было сожжено несколько "юнкерсов". Во французской эскадрилье с боевого задания тогда не вернулся лейтенант Ив Майэ. Его самолет был подбит зенитным снарядом, и он произвел вынужденную посадку на территории противника.
Наша авиация экономила силы. Изредка как советские, так и французские летчики вылетали на "свободную охоту", которая нередко заканчивалась удачей. Так было, например, 15 мая. В тот день уже под вечер капитан Литольф в паре с лейтенантом Кастелэном вылетел на свободный поиск. Вскоре летчики встретили двух "мессершмиттов". Забыв в азарте боя об обязанностях ведомого, Кастелэн оторвался от Литольфа, увлекшись погоней за "мессершмиттом". Догнав его, французский летчик открыл огонь. Уклонившись от первой очереди, фашист стал маневрировать. В завязавшемся бою Кастелэн оказался сильней: через минуту вражеский самолет задымил и горящим врезался в землю. Померявшись силами с "мессерами" и "фоккерами", "нормандцы" убедились, что не так уж фашисты сильны, как о них кричала геббельсовская пропаганда.
В июне 1943 г. в "Нормандию" прибыло пополнение из восьми летчиков. Возглавлял эту группу майор П. Пуйяд. Вместе с ним прибыли лейтенанты Ж. Леон, Ж. де Тедеско, А. Буб, Л. Барбье, младшие лейтенанты Ж. Матис, А. Бальку и Ф. Вермейль. Им устроили теплую встречу. Передышка в боевых действиях в районе Курска, длившаяся третий месяц, окончилась. Рано утром 5 июля 1943 г. немецко-фашистские войска перешли в наступление одновременно на орловско-курском и белгородско-курском направлениях. О его начале летчики 303-й авиационной дивизии и эскадрильи "Нормандия" узнали утром 6 июля. 303-я истребительная авиационная дивизия и французская эскадрилья "Нормандия" провели в первый день наступления более десяти воздушных боев, сбив несколько фашистских самолетов.
На второй день с утра летчики «Нормандии» сопровождали штурмовиков 224-й авиационной дивизии. Прикрываемые французскими летчиками группы самолетов Ил-2 успешно выполнили боевую задачу и возвратились без потерь. Попытки истребителей противника атаковать штурмовиков вовремя пресекались французскими летчиками. Во второй половине дня летчикам "Нормандии" было поручено прикрывать переправу. Восемь экипажей во главе с капитаном Литольфом на самолетах Як-9 вылетели в район деревни Дурнево (на юге Калужской области). Едва "яки" появились над объектом прикрытия, как по радио передали о подходе с запада группы вражеских самолетов. По команде ведущего французские летчики пошли им навстречу и смело вступили в бой. В завязавшейся короткой схватке капитан Литольф, лейтенанты Дюран и Кастелэн сбили по одному самолету Ме-110. Остальные "мессеры" беспорядочно сбросили бомбы и ушли в западном направлении, не причинив никакого вреда нашим войскам.
Национальный праздник Франции (14 июля 1789 г. восставший народ захватил крепость Бастилию) был ознаменован победами: по одному самолету сбили майор Пуйяд, лейтенанты Альбер и Кастелэн. Однако и у французов с боевого задания не вернулся летчик Ж. де Тедеско. Что с ним случилось, никто не знал.
16 июля 1943 г. эскадрилья "Нормандия" прикрывала наступающие войска фронта. С запада показались два истребителя противника "Фокке-Вульф-190". Не успела группа Тюляна развернуться на запад, как показались 15 бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Первым с двумя другими летчиками в строй вражеских самолетов врезался капитан Литольф. За ним последовали еще три "яка". Капитан де Форж занял выгодное положение для атаки бомбардировщиков снизу сзади. Подошедшие четыре фашистских истребителя помешали ему открыть огонь, но за это один из них поплатился жизнью. Пока шестерка "яков" расправлялась с "юнкерсами", Тюлян и Альбер прикрывали ее от атак истребителей противника ФВ-190. Сбросив бомбы, вражеские бомбардировщики повернули на запад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним истребитель Кастелэна. Преследуя "юнкерсов", они готовились к очередной атаке. Неожиданно сверху на них напала только что подошедшая к месту боя шестерка "фоккеров". Леон поспешил на помощь своим товарищам и отсек огнем замыкающую пару самолетов противника. Он сбил одного фашиста и поджег другого...
Полный текст Источник: http://otvoyna.ru/ Автор: Виноградская Ирина