История шелкографии

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати. Его история относится к далёким векам до нашей эры. Согласно дошедших до нас исторических фактов, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".

Нужно рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или других, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных тканей.

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путём вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани.

В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным P o c h o i r.В ХVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.

Большой шаг вперёд произошёл в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (англ.= печатание шёлком). Отсюда и берет свое название шелкография.

Технология трафаретной печати

Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера. Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.В трафаретной печати оттиск получают путем продавливания краски через избирательно задубленную сетчатую печатную форму (на рисунке увеличено 100 крат) на бумагу или другие материалы. Машины трафаретной печати нашли применение для печатания афиш, плакатов, переплетных крышек, высокохудожественных репродукций, рельефных изображений с толщиной красочного слоя 15-100 мкм. В радиоэлектронной промышленности эти машины используются для изготовления печатных плат, пленочных переключателей, различных шкал, маркировочных обозначений, в силикатной - для получения оттисков на стекле, фарфоре, керамике, в деревообрабатывающей - для имитации ценных пород древесины, печатания красочных аппликаций, в текстильной - для печатания на тканях, в пищевой и парфюмерной - для запечатывания упаковочного материала, изготовления самоклеящихся этикеток.

Первые машины трафаретной печати появились в 20-х годах ХХ в., хотя сам способ печати был известен много раньше. Уже в XVII в. он применялся в Японии для нанесения рисунка на кимоно. Первоначально форма изготовлялась из шелковых нитей, отсюда и старое название - шелкография, позже - из синтетических или металлических сеток, натянутых на специальную раму. Принцип трафаретной печати заключается в продавливании краски на запечатываемый материал через открытые печатающие элементы формы.

Область применения трафаретной печати

Пользуясь плодами трафаретной печати, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы, которые удерживают и соединяют между собой радиодетали посредством узких медных дорожек. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги, наклеенной на тонкую пластмассовую пластинку. Рисунок будущих электрических цепей наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра достаточно кисточки, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины можно нанести только трафаретной печатью. А после травления дополнительно напечатать все маркировки радиодеталей согласно их будущему расположению по схеме. Что намного упрощает сборку. Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и формами печатной рамы. Это позволяет изготовить гигантские надписи и изображения для уличной реклам, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.

Уникальность трафаретной техники заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.д. Кроме красок, через трафарет удобно наносить различные лаковые покрытия и клеевые слои для изготовления самоклеющихся пленок и бумаг.С помощью шелкографии можно производить печать на флагах и транспарантах, спортивных и дорожных сумках, грубых тканях, на хлопчатобумажном и льняном полотне. А также печатать плакаты, производить лакирование после печати, печатать панели измерительных приборов и циферблатов, электрических плат, вывески, самоклеящиеся этикетки, печатать на керамике, стекле, текстиле, коже, пластике и многих других изделиях и материалах.Шелкография является одним из видов трафаретной печати.

При помощи этого способа печати можно отпечатать качественную представительскую продукцию такую как:визитные карточки, фирменные бланки, конверты, пригласительные билеты, открытки, папки, плакаты, буклеты, подставки под пивные кружки, календари, стикеры любых размеров (в т.ч. и полноцветные), обширный текст (вывески, транспоранты), флаги, вымпелы, флажки, футболки, кепки, бейсболки, спецодежда, спортивные, дорожные сумки, махровая одежда, грубые и гладкие ткани, искусственный мех, пластиковые бутылки, канистры, печать клеевым раствором для закрепления мелко рубленного шерстяного волокна, подарки, ручки, лакирование после печати, керамика (глазурь, золото, лессировочные наложения красок), металл, дерево, пластмасса, кожа, стекло, ампулы, флаконы, бутылки, автостекла, стекла отопления, антенны, передние панели бытовых приборов и оборудования, шкалы измерительных приборов, печатные платы, циферблаты, маркировка любых изделий, самоклеящиеся этикетки, нанесение сахарной пудры на кондитерских изделиях и пирожных. Для каждого материала существует специальная краска, которая обеспечивает стойкость к истиранию.

Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску. Если бы был только вопрос прохождения через ситовую ткань краски, как через фильтр, шелкографией можно было бы считать также и прохождение чая через ситечко, фильтрование песка или же фильтрацию нечистот. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Кроме того, к сожалению, нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали бы каким-то образом все то, что каждый печатник должен знать. В действительности каждый является носителем собственной "привычки" в работе и редко стремится ее поменять, получая надежные результаты с тем или иным расходным материалом. Поэтому качество продукции зависит не только от точного соблюдения технологических рекомендаций, но и от знаний и опыта каждого мастера.

Название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати. В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

Начальный этап в процессе шелкографии - подготовка фотоформы. Рисунок формируется в компьютере, после этого выводится прозрачная пленка с его изображением в масштабе 1:1 относительно будущего печатного изображения. С этого изображения изготавливается трафарет - рамка с натянутой на нее мелкой синтетической либо металлической сеткой (чем мельче сетка, тем выше разрешающая способность печати). Сетку покрывают фотоэмульсией и высушивают. Затем кладут на нее фотоформу и экспонируют (засвечивают в специальной камере). После экспонирования, трафарет промывается: незасветившаяся часть эмульсии вымывается - остается нужное изображение. Если изображение состоит из нескольких цветов, то соответствующее количество трафаретов (под каждый цвет). Следующий этап в процессе шелкографии - непосредственно печать. Изделие, на которое наносится изображение, кладется на рабочий стол, на него опускается трафарет. Сверху на сетку кладется нужное количество краски и продавливается ракелем. Таким образом, изображение остается на изделии.

При печати нескольких цветов на текстильных изделиях используется специальный вид станка, так называемая "карусель". На таких станках закрепляется сразу несколько рамок (по количеству цветов).В шелкографии применяется ручное, полуавтоматическое или полностью автоматическое оборудование, которое эффективно для печати больших тиражей.Шелкография (трафаретная печать) позволяет наносить изображения на любую поверхность, в том числе на металл (окрашенный и неокрашенный), что широко применяется дизайнерами в оформлении различного рода лицевых панелей приборов, оборудования, транспортных средств и т.д.Многообразие запечатываемых материалов с различными физико-химическими свойствами поверхности обусловило большой ассортимент красок для трафаретонй печати.

Существуют "пенящиеся" краски, флуоресцентные (светящиеся в полной темноте), краски со специальными отражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие и др. Например, для ткани идеально подходят пластизольные краски (после высыхания становятся на ощупь как тонкий слой резины).При желании изображение можно сделать выпуклым, используя специальные добавки, а при последующей термообработке краска поднимается как тесто, создавая эффект объемного изображения.

Для шелкографии практически нет ограничений не только в использовании материалов для печати, но и по габаритам запечатки. Существует широкоформатная шелкография, где размеры изображения измеряются метрами. Применяется также этот способ для печати на крупногабаритных изделиях, например на фюзеляжах самолетов и других транспортных средств.В области малых размеров отпечаток может иметь элементы рисунка 0,2 мм и менее, например, узор печатных плат для микроэлектронных устройств.Трафаретная печать имеет другие специфические применения:- нанесение клея через специальный трафарет, изготовленный с помощью лазера, на контактные площадки печатных плат с целью последующего крепления радиоэлементов;- печать электропроводящими и люминофорными пастами с целью получения светящихся панелей для технического применения и рекламы и др. Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати. Его история относится к далёким векам до нашей эры. Согласно дошедших до нас исторических фактов, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения".

Нужно рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или других, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных тканей.

Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путём вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани.

В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным P o c h o i r.В ХVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия.

Большой шаг вперёд произошёл в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (англ.= печатание шёлком). Отсюда и берет свое название шелкография.

Технология трафаретной печати

Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера. Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.В трафаретной печати оттиск получают путем продавливания краски через избирательно задубленную сетчатую печатную форму (на рисунке увеличено 100 крат) на бумагу или другие материалы. Машины трафаретной печати нашли применение для печатания афиш, плакатов, переплетных крышек, высокохудожественных репродукций, рельефных изображений с толщиной красочного слоя 15-100 мкм. В радиоэлектронной промышленности эти машины используются для изготовления печатных плат, пленочных переключателей, различных шкал, маркировочных обозначений, в силикатной - для получения оттисков на стекле, фарфоре, керамике, в деревообрабатывающей - для имитации ценных пород древесины, печатания красочных аппликаций, в текстильной - для печатания на тканях, в пищевой и парфюмерной - для запечатывания упаковочного материала, изготовления самоклеящихся этикеток.

Первые машины трафаретной печати появились в 20-х годах ХХ в., хотя сам способ печати был известен много раньше. Уже в XVII в. он применялся в Японии для нанесения рисунка на кимоно. Первоначально форма изготовлялась из шелковых нитей, отсюда и старое название - шелкография, позже - из синтетических или металлических сеток, натянутых на специальную раму. Принцип трафаретной печати заключается в продавливании краски на запечатываемый материал через открытые печатающие элементы формы.

Область применения трафаретной печати

Пользуясь плодами трафаретной печати, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы, которые удерживают и соединяют между собой радиодетали посредством узких медных дорожек. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги, наклеенной на тонкую пластмассовую пластинку. Рисунок будущих электрических цепей наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра достаточно кисточки, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины можно нанести только трафаретной печатью. А после травления дополнительно напечатать все маркировки радиодеталей согласно их будущему расположению по схеме. Что намного упрощает сборку. Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и формами печатной рамы. Это позволяет изготовить гигантские надписи и изображения для уличной реклам, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.

Уникальность трафаретной техники заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.д. Кроме красок, через трафарет удобно наносить различные лаковые покрытия и клеевые слои для изготовления самоклеющихся пленок и бумаг.С помощью шелкографии можно производить печать на флагах и транспарантах, спортивных и дорожных сумках, грубых тканях, на хлопчатобумажном и льняном полотне. А также печатать плакаты, производить лакирование после печати, печатать панели измерительных приборов и циферблатов, электрических плат, вывески, самоклеящиеся этикетки, печатать на керамике, стекле, текстиле, коже, пластике и многих других изделиях и материалах.Шелкография является одним из видов трафаретной печати.

При помощи этого способа печати можно отпечатать качественную представительскую продукцию такую как:визитные карточки, фирменные бланки, конверты, пригласительные билеты, открытки, папки, плакаты, буклеты, подставки под пивные кружки, календари, стикеры любых размеров (в т.ч. и полноцветные), обширный текст (вывески, транспоранты), флаги, вымпелы, флажки, футболки, кепки, бейсболки, спецодежда, спортивные, дорожные сумки, махровая одежда, грубые и гладкие ткани, искусственный мех, пластиковые бутылки, канистры, печать клеевым раствором для закрепления мелко рубленного шерстяного волокна, подарки, ручки, лакирование после печати, керамика (глазурь, золото, лессировочные наложения красок), металл, дерево, пластмасса, кожа, стекло, ампулы, флаконы, бутылки, автостекла, стекла отопления, антенны, передние панели бытовых приборов и оборудования, шкалы измерительных приборов, печатные платы, циферблаты, маркировка любых изделий, самоклеящиеся этикетки, нанесение сахарной пудры на кондитерских изделиях и пирожных. Для каждого материала существует специальная краска, которая обеспечивает стойкость к истиранию.

Система методов трафаретной печати обладает некоторыми особенностями, которые ускользают при поверхностном анализе. Обычно думают о шелкографии как о процессе с незначительными характерными особенностями, простом, в котором достаточно использовать ситовую ткань и пропустить через нее краску. Если бы был только вопрос прохождения через ситовую ткань краски, как через фильтр, шелкографией можно было бы считать также и прохождение чая через ситечко, фильтрование песка или же фильтрацию нечистот. В действительности же в шелкографическом процессе есть специфика, которая делает его уникальным. Кроме того, к сожалению, нет ни школ, ни учебников, которые унифицировали бы каким-то образом все то, что каждый печатник должен знать. В действительности каждый является носителем собственной "привычки" в работе и редко стремится ее поменять, получая надежные результаты с тем или иным расходным материалом. Поэтому качество продукции зависит не только от точного соблюдения технологических рекомендаций, но и от знаний и опыта каждого мастера.

Название "шелкография" совсем недавнее. Современный вид трафаретная печать приобрела в 30-50-х годах XX века. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до плакатов, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Однако на практике чисто коммерческое использование процесса печатания привело к тому, что шелкография не рассматривалась как новое воплощение графики, как настоящий процесс печати, а имела по сути подчиненное положение, что заставляло предвзято считать ее второстепенным методом, специальным видом печати. В настоящее время спектр применения этого способа печати очень широк, что связано со специфическими возможностями шелкографии. Сейчас трафаретная печать применяется не только в полиграфии, но и в текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и в других отраслях промышленности.

Начальный этап в процессе шелкографии - подготовка фотоформы. Рисунок формируется в компьютере, после этого выводится прозрачная пленка с его изображением в масштабе 1:1 относительно будущего печатного изображения. С этого изображения изготавливается трафарет - рамка с натянутой на нее мелкой синтетической либо металлической сеткой (чем мельче сетка, тем выше разрешающая способность печати). Сетку покрывают фотоэмульсией и высушивают. Затем кладут на нее фотоформу и экспонируют (засвечивают в специальной камере). После экспонирования, трафарет промывается: незасветившаяся часть эмульсии вымывается - остается нужное изображение. Если изображение состоит из нескольких цветов, то соответствующее количество трафаретов (под каждый цвет). Следующий этап в процессе шелкографии - непосредственно печать. Изделие, на которое наносится изображение, кладется на рабочий стол, на него опускается трафарет. Сверху на сетку кладется нужное количество краски и продавливается ракелем. Таким образом, изображение остается на изделии.

При печати нескольких цветов на текстильных изделиях используется специальный вид станка, так называемая "карусель". На таких станках закрепляется сразу несколько рамок (по количеству цветов).В шелкографии применяется ручное, полуавтоматическое или полностью автоматическое оборудование, которое эффективно для печати больших тиражей.Шелкография (трафаретная печать) позволяет наносить изображения на любую поверхность, в том числе на металл (окрашенный и неокрашенный), что широко применяется дизайнерами в оформлении различного рода лицевых панелей приборов, оборудования, транспортных средств и т.д.Многообразие запечатываемых материалов с различными физико-химическими свойствами поверхности обусловило большой ассортимент красок для трафаретонй печати.

Существуют "пенящиеся" краски, флуоресцентные (светящиеся в полной темноте), краски со специальными отражающими свойствами, термочувствительные, металлосодержащие и др. Например, для ткани идеально подходят пластизольные краски (после высыхания становятся на ощупь как тонкий слой резины).При желании изображение можно сделать выпуклым, используя специальные добавки, а при последующей термообработке краска поднимается как тесто, создавая эффект объемного изображения.

Для шелкографии практически нет ограничений не только в использовании материалов для печати, но и по габаритам запечатки. Существует широкоформатная шелкография, где размеры изображения измеряются метрами. Применяется также этот способ для печати на крупногабаритных изделиях, например на фюзеляжах самолетов и других транспортных средств.В области малых размеров отпечаток может иметь элементы рисунка 0,2 мм и менее, например, узор печатных плат для микроэлектронных устройств.Трафаретная печать имеет другие специфические применения:- нанесение клея через специальный трафарет, изготовленный с помощью лазера, на контактные площадки печатных плат с целью последующего крепления радиоэлементов;- печать электропроводящими и люминофорными пастами с целью получения светящихся панелей для технического применения и рекламы и др.
http://www.taro-print.ru/



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: