Градостроительная деятельность барона Османа в Париже (1851-1889 гг.)

Париж возник в самом начале первого тысячелетия н.э., через некоторое время вошел в состав обширной Римской империи в качестве одной из подчиненных территорий, а к XIX веку стал «столицей мира», законодателем мод, куда стремились все. Однако если прогулки по Парижу восхищали многих, то жизнь в этом городе не была такой уж радужной. Сами жители столицы Франции в середине XIX века считали ее нездоровым, неприспособленным для жизни и даже опасным городом. Барон Осман, назначенный в середине XIX века префектом Парижа, стал тем человеком, который дал ответ на назревшие вопросы.

Идея преобразований города витала в воздухе, и многие предшественники барона могли похвастаться теми или иными мерами, которые они приняли для улучшения жизни горожан. Так, при Людовике XIV в городе появились бульвары, при Людовике XVI Париж расширялся, в него входили новые территории, а Наполеон I заботился о развитии инфраструктуры. Однако архитектурное проектирование города при Османе имело существенное отличие: наконец появился единый план развития, целью которого было сделать Париж удобным, комфортным для проживания.

Прежде всего, Осман проложил новые широкие проспекты, преобразовавшие центр города. При этом новые улицы прокладывались прямо сквозь уже существующие кварталы. С этой целью в 1848 и 1852 гг. были изданы законы, позволявшие префекту забирать любые земли, лежащие на пути строительства. В результате на месте узких, кривых и грязных средневековых улочек появились широкие, прямые и светлые проспекты.

Одной из задач новых улиц стало обеспечение движения транспорта. Этой проблеме был уже не один век: во все времена движение в центре столицы было затруднено и таило в себе массу опасностей (однажды Франция даже лишилась короля, которого в центре города на одном из мостов сбила лошадь). Барон Осман не ставил перед собой цели создать объединенную транспортную систему столицы, однако принятые им меры (в частности, строительство и реконструкция железнодорожных вокзалов) стали ее основой.

Еще одно серьезное отличие эпохи барона Османа от предшественников – это новый подход к проектированию зданий, предназначенных для жизни. Именно в середине XIX века в Париже появляется типовая застройка. Дома Османа (их называли immeubles de rapport – доходные дома) были похожи друг на друга не только снаружи, но и внутри. Все квартиры были сделаны по одной схеме: каждая из них имела отдельный вход, красивый холл и служебные комнаты с двух сторон длинного коридора. Кроме того, в этих домах на всех этажах был водопровод, появилось газовое освещение и центральное отопление, во всех квартирах были туалеты и ванные комнаты.

Осман сравнивал город с организмом, а себя – с врачом, который должен сделать так, чтобы этот организм нормально функционировал. Зеленые насаждения

(«легкие города») стали еще одним пунктом программы барона. В 1850 и в 1862 гг. к Парижу были присоединены Булонский и Венсенский леса, на основе которых создавались английские парки. Кроме того, появилось новое кольцо бульваров, а в центре города повсеместно разбивались парки и скверы. Было сделано многое и для остальных «систем жизнедеятельности» города: строились рынки, обеспечивавшие питание, вода поступала из акведуков, подведенных из рек Иль-де-Франс, был налажен вывоз мусора, сооружена мощная система канализационных туннелей (в целом размеры канализации увеличились в пять раз). Генеральный план реконструкции города принес свои плоды.

Градостроительную деятельность барона Османа оценивают по-разному. С его именем связывают повышение уровня жизни в Париже, однако хватает и упреков: Осман недрогнувшей рукой сносил старинные здания, не обращая внимания на их историческую ценность. Десятки тысяч людей были вынуждены сменить место жительства. C появлением османовских immeubles de rapport такая проблема, как проектирование дома – здания с уникальной архитектурой — практически перестала существовать. Противники обвиняют Османа в уничтожении старого Парижа, его обезличивании. Но, как бы то ни было, главная цель преобразований была достигнута: город стал комфортным, удобным для проживания.


Добрый день. Меня зовут Иван. Я автор данных стотей.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: