Финансово-кредитная, имущественная, ресурсная поддержка малого бизнеса
Материальная поддержка малого предпринимательства включает финансово-кредитную, имущественную и ресурсную помощь предприятиям. Ядром такой помощи, по зарубежному опыту, является финансовая поддержка. Именно финансовые операции в пользу малых предприятий позволяют скоординировать усилия банков, крупных предприятий и государственных органов по помощи малому бизнесу.
В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело – поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в Великобритании для этого применяется около 100 различных способов, в том числе стимулирование капиталовложений, налоговые льготы, помощь в поиске кредита и т. д. В ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года-без процентов, а возврат денег только через 10 лет.
Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т. д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В США государственную политику поддержки малого предпринимательства проводит федеральная администрация по делам малого бизнеса, а также ряд комитетов Конгресса и другие правительственные организации. Годовой бюджет этой организации составляет около $1 млрд. В Канаде за 30 лет субсидии на развитие малого бизнеса в размере до $100 тыс. получили более 280 предприятий на общую сумму около $8 млрд. В этой стране действует 200 местных центров развития, выступающих в качестве гарантов малых предприятий по займам.
В Японии существуют правительственное Управление по среднему и малому бизнесу, ряд специализированных служб и организаций, ведущих эту работу, например Корпорация по финансированию малых предприятий, Центральный кооперативный банк и др. Предусмотрены льготы по финансированию и налогообложению для развивающихся малых предприятий, работающих в приоритетных для экономики страны направлениях. Существует система государственных гарантий по ссудам, которые выдаются малым предприятиям частными банками.
В нашей стране в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств по представлению правительства России указан в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Аналогично указываются средства бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все эти фонды – некоммерческие организации (юридические лица), уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса.
Основными направлениями деятельности фондов поддержки являются:
• привлечение и использование финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в интересах малого бизнеса;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных и муниципальных (местных) программ развития и поддержки малого предпринимательства;
• работа над проектами в области малого бизнеса, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
• участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей равные условия и возможности для малых предприятий;
• поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирующих разработки и производство принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
• содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности в области малого бизнеса;
• организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства к малым предприятиям. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает кредитование малых предприятий на льготных условиях. Кредитование осуществляется коммерческими кредитными организациями. Разница в стоимости кредита компенсируется этим организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации определяются договором между кредитной организацией и фондом поддержки малого предпринимательства.
Малые предприятия также могут кредитовать друг друга. Для взаимного кредитования они создают специальные общества, пользующиеся определенными льготами.
Имущественная поддержка малого бизнеса должна предусматривать:
• организацию учета федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям;
• создание целевых фондов регионального и муниципального имущества (в первую очередь нежилых помещений), которое может быть продано или сдано в аренду малым предприятиям на льготных условиях;
• установление правил передачи малым предприятиям принадлежащих государству производственных площадей и технологического оборудования с определенными льготами на условиях выкупа, долгосрочной аренды или лизинга;
• разработку механизма предоставления рассрочки платежей при передаче малым предприятиям государственного имущества;
• определение единого органа, унифицированного перечня документов и предельных сроков для оформления сделок с имуществом: купли‑продажи, аренды и т. д. (принцип «одного окна»);
• установление порядка, при котором средства, израсходованные малыми предприятиями на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, могут засчитываться в счет арендной платы.
Одним из ключевых направлений поддержки малого бизнеса является обеспечение предприятий на льготных условиях современным, специфическим для них оборудованием и технологиями. Для этого государство должно позаботиться о создании сети технопарков, производственно‑технических центров, лизинговых компаний и т. д. Эта работа предполагает также размещение государственных заказов на производство и поставки оборудования для малых предприятий, организацию специализированных выставок, оптовых рынков и ярмарок. В этом же ряду находится и законодательно закрепленное право малых предприятий на ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для остальных предприятий.
До сих пор речь шла о риске дебитора. Что касается риска кредитора (кредитного риска), то под ним понимается опасность того, что будет не возвращен долг и не уплачены проценты по кредиту. Для уменьшения кредитного риска кредитор принимает ряд мер, в частности:
• детальное изучение дебитора, в том числе его кредитной истории (поведения при расчетах по предшествующим кредитам);
• анализ финансово‑хозяйственного положения дебитора;
• изучение предлагаемого залога;
• изучение предлагаемого поручительства;
• исследование предполагаемых внутренних и внешних источников погашения кредита;
• анализ возможных рисков и путей их преодоления;
• качественное профессиональное юридическое обеспечение (тщательная разработка кредитного договора, других необходимых документов, проведение арбитражных и судебных процессов, других необходимых мероприятий по обеспечению возврата долгов).
Для снижения уровня кредитных рисков большинство банков придерживается определенной линии поведения, которая формулируется в специальном документе: меморандуме банка о кредитной политике.
В типовом меморандуме обычно отражаются следующие вопросы:
• общие требования к системе кредитования;
• допустимая степень риска;
• меры банка по управлению кредитными рисками;
• дебиторы, нежелательные для банка;
• нежелательные для банка виды кредитования;
• дебиторы, желательные для банка;
• желательные для банка виды кредитования;
• ограничения размеров кредитов.
Для снижения степени риска профессионально подготовленный работник банка (желательно с психологическим образованием) проводит длительную, хорошо продуманную беседу с потенциальным дебитором, в результате которой проясняются данные, представленные дебитором в его кредитной заявке. В первую очередь речь идет о получении сведений о дебиторе и его предприятии, о сумме и условиях кредита, о реальных возможностях его погашения в срок, о залоге и поручительстве, о кредитной истории предприятия и т.д.
В результате такой беседы проводящий ее работник должен получить четкое представление о собеседнике, составить его психологический портрет, выяснить способность предприятия-дебитора выполнять условия кредитного договора и его намерения на этот счет, понять реальность достижения целей кредита, а также степень подготовленности к этому персонала предприятия.
По результатам беседы принимается решение либо о продолжении работы по кредитованию заявителя, либо о ее прекращении.
Кредитный договор
В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело – поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в Великобритании для этого применяется около 100 различных способов, в том числе стимулирование капиталовложений, налоговые льготы, помощь в поиске кредита и т. д. В ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года-без процентов, а возврат денег только через 10 лет.
Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т. д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В США государственную политику поддержки малого предпринимательства проводит федеральная администрация по делам малого бизнеса, а также ряд комитетов Конгресса и другие правительственные организации. Годовой бюджет этой организации составляет около $1 млрд. В Канаде за 30 лет субсидии на развитие малого бизнеса в размере до $100 тыс. получили более 280 предприятий на общую сумму около $8 млрд. В этой стране действует 200 местных центров развития, выступающих в качестве гарантов малых предприятий по займам.
В Японии существуют правительственное Управление по среднему и малому бизнесу, ряд специализированных служб и организаций, ведущих эту работу, например Корпорация по финансированию малых предприятий, Центральный кооперативный банк и др. Предусмотрены льготы по финансированию и налогообложению для развивающихся малых предприятий, работающих в приоритетных для экономики страны направлениях. Существует система государственных гарантий по ссудам, которые выдаются малым предприятиям частными банками.
В нашей стране в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств по представлению правительства России указан в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Аналогично указываются средства бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все эти фонды – некоммерческие организации (юридические лица), уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса.
Основными направлениями деятельности фондов поддержки являются:
• привлечение и использование финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в интересах малого бизнеса;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных и муниципальных (местных) программ развития и поддержки малого предпринимательства;
• работа над проектами в области малого бизнеса, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
• участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей равные условия и возможности для малых предприятий;
• поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирующих разработки и производство принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
• содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности в области малого бизнеса;
• организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства к малым предприятиям. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает кредитование малых предприятий на льготных условиях. Кредитование осуществляется коммерческими кредитными организациями. Разница в стоимости кредита компенсируется этим организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации определяются договором между кредитной организацией и фондом поддержки малого предпринимательства.
Малые предприятия также могут кредитовать друг друга. Для взаимного кредитования они создают специальные общества, пользующиеся определенными льготами.
Имущественная поддержка малого бизнеса должна предусматривать:
• организацию учета федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям;
• создание целевых фондов регионального и муниципального имущества (в первую очередь нежилых помещений), которое может быть продано или сдано в аренду малым предприятиям на льготных условиях;
• установление правил передачи малым предприятиям принадлежащих государству производственных площадей и технологического оборудования с определенными льготами на условиях выкупа, долгосрочной аренды или лизинга;
• разработку механизма предоставления рассрочки платежей при передаче малым предприятиям государственного имущества;
• определение единого органа, унифицированного перечня документов и предельных сроков для оформления сделок с имуществом: купли‑продажи, аренды и т. д. (принцип «одного окна»);
• установление порядка, при котором средства, израсходованные малыми предприятиями на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, могут засчитываться в счет арендной платы.
Одним из ключевых направлений поддержки малого бизнеса является обеспечение предприятий на льготных условиях современным, специфическим для них оборудованием и технологиями. Для этого государство должно позаботиться о создании сети технопарков, производственно‑технических центров, лизинговых компаний и т. д. Эта работа предполагает также размещение государственных заказов на производство и поставки оборудования для малых предприятий, организацию специализированных выставок, оптовых рынков и ярмарок. В этом же ряду находится и законодательно закрепленное право малых предприятий на ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для остальных предприятий.
До сих пор речь шла о риске дебитора. Что касается риска кредитора (кредитного риска), то под ним понимается опасность того, что будет не возвращен долг и не уплачены проценты по кредиту. Для уменьшения кредитного риска кредитор принимает ряд мер, в частности:
• детальное изучение дебитора, в том числе его кредитной истории (поведения при расчетах по предшествующим кредитам);
• анализ финансово‑хозяйственного положения дебитора;
• изучение предлагаемого залога;
• изучение предлагаемого поручительства;
• исследование предполагаемых внутренних и внешних источников погашения кредита;
• анализ возможных рисков и путей их преодоления;
• качественное профессиональное юридическое обеспечение (тщательная разработка кредитного договора, других необходимых документов, проведение арбитражных и судебных процессов, других необходимых мероприятий по обеспечению возврата долгов).
Для снижения уровня кредитных рисков большинство банков придерживается определенной линии поведения, которая формулируется в специальном документе: меморандуме банка о кредитной политике.
В типовом меморандуме обычно отражаются следующие вопросы:
• общие требования к системе кредитования;
• допустимая степень риска;
• меры банка по управлению кредитными рисками;
• дебиторы, нежелательные для банка;
• нежелательные для банка виды кредитования;
• дебиторы, желательные для банка;
• желательные для банка виды кредитования;
• ограничения размеров кредитов.
Для снижения степени риска профессионально подготовленный работник банка (желательно с психологическим образованием) проводит длительную, хорошо продуманную беседу с потенциальным дебитором, в результате которой проясняются данные, представленные дебитором в его кредитной заявке. В первую очередь речь идет о получении сведений о дебиторе и его предприятии, о сумме и условиях кредита, о реальных возможностях его погашения в срок, о залоге и поручительстве, о кредитной истории предприятия и т.д.
В результате такой беседы проводящий ее работник должен получить четкое представление о собеседнике, составить его психологический портрет, выяснить способность предприятия-дебитора выполнять условия кредитного договора и его намерения на этот счет, понять реальность достижения целей кредита, а также степень подготовленности к этому персонала предприятия.
По результатам беседы принимается решение либо о продолжении работы по кредитованию заявителя, либо о ее прекращении.
Кредитный договор
Отзывы и комментарии