Умные города: европейский опыт и российские реалии

Стремительная урбанизация приводит к тому, что ресурсы современных городов очень быстро истощаются. Например, еще десять лет назад только 35-40% населения Земли проживало в городах. Сейчас этот показатель достигает 50%. По данным Росстата, городское население Росс составляет 73%. Чтобы справится с постоянно нарастающей нагрузкой на города, особенно на мегаполисы, в мире концепция "умного" города завоевывает не только умы специалистов по урбанизации, но и находит отклик у городских служб и администраций городов. Главная задача Smart City – повысить эффективность всех городских служб с помощью инноваций и интернета. В России нет специальной правительственной программы, которая регламентировала бы применение в обязательном порядке технологий для "умного" города. Поэтому опыт европейских городов и стран Азии намного богаче.

«Умный» город (Smart city) – это город, в котором помимо безопасности уделяется большое внимание ресурсосбережению. Жителям «умного» города предоставляются различные услуги, повышающие качества жизни. В Smart City широко применяются ИКТ на основе трех видов базовых сетей: сети связи, интернета и Интернета вещей. Зачастую, «умный» город объединяет многие аспекты: грамотное управление городским освещением, транспортными потоками, внедрение мобильных сервисов, которые упрощают жизнь горожан, видеомониторинг уличной сети для обеспечения безопасности. В то же время «умные» города могут иметь специализацию: экологический, техногород, цифровой город и т. д.

Эксперты отмечают, что умный город проще построить с нуля, чем модернизировать уже существующие мегаполисы. Однако в крупнейших городах мира проекты по трансформации мегаполисов успешно реализуются. Например, американский журнал Fast Company составил рейтинг самых «умных» городов Европы в 2014 году: 1-е место – Копенгаген, 2 – Амсердам, 3 – Вена, 4 – Барселона, 5 – Париж, 6 – Стокгольм, 7 – Лондон, 8 – Гамбург, 9 – Берлин, 10 – Хельсинки.

Так, в Копенгагене реализовано несколько проектов в сфере «умного города». В столице Дании было создано предприятие частно-государственного партнерства, основная роль которого – контроль реализации инициатив, поступающих в рамках развития программы «Умный город». Копенгаген одной из главных задач выбрал снижение выбросов углекислого газа. Власти столицы Дании намерены к 2025 году сделать город углеродно-нейтральной столицей. Что касается энергоэффективности, по системы солнечных батарей позволяют ежегодно экономить городскому бюджету порядка 125 тыс. евро.

В австрийской столице – Вене, первая инициатива будущей программы «умный город» была реализована пять лет назад. Правительство города планирует до 2050 года существенно улучшить качество жизни, сэкономить на ресурсах и увеличить внедрение инноваций. Это три приоритета политики «умного» города.

Сеул, столица Южной Кореи, в последнее время становится полигоном для испытания передовых цифровых технологий. Согласно данным Международного института связи, в июне 2011 года руководство города объявило о начале реализации программы «Умный Сеул-2015». Меры, предусмотренные программой, позволяли бы городу оставаться мировым лидером по внедрению ИКТ-решений.

Здесь цифровые технологии распространены повсеместно. Даже у людей, чьего заработка не хватает на приобретение смартфона, такое устройство все же появится. Горожане сдают вышедшие из моды смартфоны в рабочем состоянии, а затем получают вознаграждение от 50 до 100 долларов. Малоимущие граждане в последствии могут выбрать один смартфон для использования. Сеть бесплатного беспроводного интернета в городе объединяет высокоскоростные широкополосные оптические проводные и беспроводные сети с использованием таких технологий, как Wi-Fi и NFC. Для взаимодействия государства и частного сектора в южнокорейской столице разработана система мобильных платежей с использованием NFC. Также в городе интеллектуальные технологии позволяют вести учет энергопотребления, что дает экономию в 10 процентов.

В 2009 году в Сеуле были установлены остановки наземного транспорта, сенсорные панели которых предлагают горожанам воспользоваться различными «умными» услугами: получить информацию о маршрутах, сводку погоды, построить маршрут по онлайн-картам.

В России на правительственном уровне нет целевой программы, реализация мер которой могла бы сделать города «умными». Зачастую речь об «умном» городе идет лишь в контексте безопасности.

Так, премьер-министр России Дмитрий Медведев накануне провел встречу с генеральным директором государственной корпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым. Последний заявил, что его предприятие разработало программу «Умный город». Согласно описаниям, под «умным городом» «Ростех» понимает целый комплекс, в который входят системы безопасности дорожного движения, пожарная безопасность, медицинские службы, скорая помощь.

«Это как конструктор: любая служба или любой руководитель города может составить из тех компонентов, какие ему необходимы. Пока мы это все готовим, сейчас будем предлагать здесь, в Москве. Мы работаем совместно с МВД, кое-что им помогли сделать. Но хотим более масштабно сделать уже вместе с мэрией», - рассказал Серей Чемезов.

В понятие «безопасный город» зачастую ошибочно включаются комплексы видеонаблюдения МВД, однако они не связаны с системами видеомониторинга коммерческих организаций и коммунальных служб. Это значит, что система МВД не может обеспечить должного уровня безопасности во всем городе, так как не охватывает большинство городских территорий. Также под «безопасным городом» ошибочно понимается установка комплексов видеофиксации, которые начисляют штрафы водителям.

Современный «умный» город включает в себя элементы «безопасного города», так как последний нельзя считать в полной мере «умным».

Однако, кроме заявлений чиновников, в России может начаться проект «умного» города. Подход будет комплексным, так как элементы «умного» города можно увидеть в Москве (например, умные остановки на подобии тех, что есть в Сеуле, количество хот-спотов бесплатного Wi-Fi, по числу которых Москва занимает второе место в мире и т.д.). Так, в конце октября холдинг GS Group и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) подписали соглашение о сотрудничестве в области совместных образовательных инициатив. Студенты вуза будут разрабатывать проект для действующих моделей развития Smart City, которые могут быть применены для формирования инновационной инфраструктуры в малых городах России. Одной из таких инициатив станет проектная работа студентов НИУ ВШЭ по созданию модели Smart City («умный») на базе инновационного кластера «Технополис GS» (город Гусев, калининградская область).

«Одна из возможностей возрождения малых городов в России — модель инновационного развития. В таких населенных пунктах не только осуществляется строительство высокотехнологичных предприятий, но и формируется современная инфраструктура Smart City: «умные дома», энергоэффективные технологии и Smart Grid, или «умные сети», — комментирует директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков.

Лучшие элементы системы Smart City, которые могут быть использованы в любом российском городе, в начале ноября выбрали члены жюри корпоративного акселератора SmartCity GenerationS. Это мероприятие организовала Российская венчурная компания. Так, в финал конкурса вышло несколько проектов. Например, идея проекта LighTech заключается в создании самого экономичного из существующих источников света для дорожной инфраструктуры, а также для навигации внутри зданий. Пригодится «умному» городу и проект по переработке осадка сточных вод и получению фосфатных удобрений из них. Батареи Energy8 нового поколения на базе литий-ионных аккумуляторов, превосходящие по ряду признаков мировые аналоги, помогут Smart City сэкономить средства. Востребованным будет и проект, благодаря реализации которого кондиционеры без фреона и компрессора потребляют в 10 раз меньше электроэнергии, и в 10 раз сокращают капитальные затраты на электроподключение.

При этом в России достаточно компаний, которые могут обеспечить поставку необходимого оборудования для реализации концепции «умных» городов. Так, один из первых интеграторов, который начал предлагать комплексные решения для «умного» города, стала компания «ЕвроМобайл». «Беспроводные модемы и роутеры призваны решить различные задачи по «соединению» инфраструктуры умного города в одно целое, и обеспечить не только безопасность, но и удобство городской инфраструктуры, уже успешно реализованный опыт отдельных систем в разных городах позволяет нам говорить о том, что процесс появления Умных городов в России запущен и будущее не остановить», полагает президент «ЕвроМобайл» Алексей Милославский.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: