100-летие ВВС России. С чего всё началось?
12 августа 2012 года исполняется 100 лет ВВС России. Для того чтобы появился этот праздник, должен был появиться самолет. Первый вариант самолета — «Райт-А» — был испытан братьями Райт в декабре 1903 года и в сентябре 1909 куплен российским военным ведомством.
Райты при создании самолета использовали большой накопленный опыт предыдущих изобретателей. Начали они изучение авиации с книги «Прогресс летающих машин» и дневника «Планерные экперименты» О. Шанюта, американского инженера-мостостроителя, на пенсии увлекшегося авиастроением. Для первоначальных опытов Райты купили планер Шанюта с прямоугольным крылом типа биплан и в дальнейших работах использовали этот тип конструкции крыла. В дневниках Шанюта встречается и русская фамилия Butusov. Кто же он был и что сделал для авиации?
Василий Павлович Бутузов (William Paul Butusov) родился в 1846 году в Санкт-Петербурге. В возрасте 18 лет он стал моряком торгового судна и прослужил в торговом флоте 16 лет. В 1880 Бутузов — второй помощник капитана — оставил морскую службу и в 1882 году поселился в Чикаго. В 1896 В. П. Бутузов познакомился с О. Шанютом, который также жил в Чикаго.
25 июня 1896 года Бутузов и Шанют заключили договор, по которому Шанют выделял 500 долларов на строительство аппарата по типу планера и оплачивал расходы, связанные с испытанием машины и с патентованием ее конструкции, а Бутузов обещал продемонстрировать летные качества планера с перспективой установить двигатель. Дивиденды в случае успеха испытаний и продаж аппарата должны были делиться пополам.
Тогда же Бутузов вместе с Шанютом и Херрингом впервые отправился к месту планерных испытаний на песчаные дюны в окрестностях озера Мичиган и сделал несколько полетов на балансирном планере Шанюта. В июле Бутузов направил заявку в Патентное ведомство США на конструкцию планера и приступил к его изготовлению. В конце августа 1896 работа была завершена. Бутузов назвал планер «Альбатрос».
Управление планером должно было осуществляться с помощью руля направления и специальной подвижной поверхности над крылом, руля высоты, управляемых руками. Для сохранения равновесия аппарата в полете планерист мог менять свое положение, двигаясь назад и вперед по специальной доске длиной 2,5 м или отклоняя туловище вбок. Фюзеляж имел форму лодки. «Альбатрос» имел размах крыла 12 м, площадь крыла 25 м2 и весил 75 кг (с пилотом 133 кг).
Первый испытательный взлет проводили с веревками, ограничивающими высоту. Бутузов внутри «Альбатроса» и под действием ветра, дувшего со скоростью 45 км/ч, поднялся на высоту около 1 м и парил. Слегка перемещаясь по фюзеляжу, Бутузов легко парировал случайные крены. Как написал Шанют, планер показал хорошую управляемость, устойчивость и отсутствие опасности для пилота.
Через два дня из-за недостаточной скорости ветра «Альбатрос» испытали в полете с 59 кг песчаного балласта вместо пилота. Планер пролетел около 30 м и без особых повреждений приземлился на песок. Так как в дальнейшем ветер не превышал 30 км/час, третий испытательный полет пришлось сделать с меньшим баластом и разгоном с помощью канатов, при этом планер во время полета задел за верхушку дерева на расстоянии 25 метров от старта и рухнул на землю. Повреждения были очень значительными: сломано крыло и многие детали фюзеляжа. На этом испытания закончились.
По мнению Шанюта, «Альбатрос» показал себя в целом как устойчивая машина, но его аэродинамические качества были невысокими. Несмотря на неудачу, В. П. Бутузов остался верен идее создания летательной машины. Он решил переделать Альбатрос так, чтобы значительно уменьшить вес и лобовое сопротивление аппарата.
В январе 1897 года Бутузов обратился к Шанюту с просьбой отдать ему для доработки поврежденный Альбатрос (аппарат был построен на деньги Шанюта), а также передать во временное пользование легкий балансирный планер-биплан для обучения полетам.
В ноябре 1897 Бутузов начал публичную демонстрацию полетов на планере Шанюта. Они совершались в большом зале в одном из зданий Чикаго в присутствии многих зрителей. Бутузов стартовал с возвышения высотой 10 м и пролетал расстояние примерно в 50 м. Во время одного из полетов, обломилась хвостовая плоскость и планер рухнул вниз. Бутузов сильно ударился о землю, и в результате нижняя часть его тела оказалась парализованной на долгих два года.
По данным американской прессы, Бутузов в 1911 году пытался предъявить иск Райтам за использование его изобретения в части вертикальных и горизонтальных рулей.
Самолет Райтов состоял из прямоугольного крыла типа биплан, как у Шанюта, заднего вертикального и переднего горизонтального рулей, как у Бутусова, бензинового двигателя, как у Ленгли, и плюс устройства управления креном собственного изобретения, которое и превратило машину для трюков в воздушное транспортное средство.
Из этого можно сделать вывод, что к двум из пяти важнейшим частям самолета Райтов Бутузов имел самое прямое отношение. Кроме того, Райты использовали методики испытания частей конструкции, методики предполетных и полетных испытаний планера Бутусова, описанные в дневниках Шанюта.
С современных позиций очевидно несовершенство летательного аппарата Бутусова. Тем не менее, имя Бутузова, мало известное в США и совсем неизвестное в нашей стране, заслуживает памяти. Он был одним из немногих энтузиастов, усилиями которых создавалась основа для развития авиации. Память об этом должна быть сохранена.