Кто нами руководит? Нейрохимия
Пить или не пить — вот в чем вопрос! И на него призвана ответить нейрохимия — раздел биохимии, изучающий химические и клеточные механизмы деятельности нервной системы.
Нейрохимия подразделяется: на общую, изучающую химические свойства нервной системы вне связи с конкретной физиологической деятельностью, и функциональную (частную), изучающую химические и молекулярные механизмы деятельности нервной системы в процессе реализации той или иной физиологической функции.
Функциональная нейрохимия — раздел нейрохимии, изучающий химические процессы, протекающие при функционировании нервной системы. Познание химических механизмов деятельности мозга является не только задачей биологии, но имеет значение в стремлении человека к осознанию самого себя как личности, к пониманию своего места и роли на Земле. Нервная система представляет собой биологическую структуру, главные функции которой состоят в прямом или опосредованном управлении важнейшими функциями организма, а также в регуляторной и интегрирующей роли по отношению к процессам, протекающим в целостном организме человека или животного. Поэтому нейрохимия — одна из наиболее сложных, современных и бурно развивающихся областей биохимии и нейробиологии. Она тесно связана с такими направлениями биологии, как морфология и физиология нервной системы, молекулярная биология и генетика, а также с рядом клинических дисциплин, в частности — с нейропатологией и психиатрией.
Две суперпроблемы лежат в области нейрохимии.
Одна из них, говорят, исконно русская: «Пить или не пить?». И если пить, то сколько, если одной — мало, две — много, а три — в самый раз. Алкоголизм порождается чисто химической зависимостью, которой, в принципе, подвержены 15% населения. Эта оценка похожа на количество алкоголиков в России. Не пьют много, как правило, те, кому от алкоголя плохо. Он вызывает структурные изменения в организме. При длительном употреблении алкоголя перерождаются ткани и наблюдается их атрофия, что особенно заметно проявляется в мозге. Сначала происходит атрофия больших полушарий и мозжечка, растяжение и запустение их коры в связи с гибелью корковых нейронов. Изменение структуры головного мозга возникает уже при «умеренном» потреблении алкоголя. Уже после четырех лет потребления алкоголя имеет место сморщенный мозг из-за гибели миллиардов корковых клеток.
Наркомания же является мировой проблемой. В России продолжается быстрый рост числа героиновых наркоманов, происходит «омоложение» болезни. В ближайшее время проблема может приобрести, кроме медицинской, еще и социально-политическую окраску, так как она все больше затрагивает интересы и безопасность России.
Нейрохимия эмоций — также большой раздел этой науки. Депрессия и агрессивность, любовь и равнодушие — в значительной степени внешние проявления химической активности мозга. Одним словом, гипоталамус игитур!
Работают Новосибирский институт нейрохимии агрессивных состояний, НИИ неврологии РАМН (лаб. нейрохимии, Москва), Институт физиологически активных веществ РАН (лаб. нейрохимии, Черноголовка). Есть журнал «Нейрохимия». Можно почитать: Дмитриев В. К., Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М.: 2001; Хухо Ф., Нейрохимия. Основы и принципы. — М.: Мир, 1990.